Обзорнарушений антимонопольного законодательства, а также положений, способствующих возникновению возможных рисков таких нарушений, выявленных при проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и прое

09 февраля 2024

Обзор
нарушений антимонопольного законодательства,
а также положений, способствующих возникновению возможных рисков таких нарушений, выявленных при проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также при анализе нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2023 году

(далее – Обзор)

 

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 января 2019 года № 12-п «О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее также – постановление Правительства № 12-п, автономный округ) Департамент экономического развития автономного округа (далее – Департамент) определен уполномоченным органом
по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в автономном округе.

На основании пункта 1.3 Положения об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности исполнительных органов автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа[1], в целях выявления возможных рисков нарушения антимонопольного законодательства, Департаментом проводится экспертиза проектов законов автономного округа, постановлений Губернатора автономного округа, постановлений Правительства автономного округа, разработанных исполнительными органами автономного округа, проектов нормативных правовых актов исполнительных органов автономного округа, проектов нормативных правовых актов, разработанных органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа во исполнение переданных муниципальным образованиям автономного округа отдельных государственных полномочий автономного округа (далее – нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов), на предмет выявления положений, содержащих возможные риски нарушения антимонопольного законодательства (далее – экспертиза), анализ нормативных правовых актов на предмет выявления положений, содержащих возможные риски нарушения антимонопольного законодательства (далее – анализ), анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности исполнительных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

Приказом Департамента от 2 июля 2020 года № 127-нп[2] определены правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов
и анализа нормативных правовых актов.

В 2023 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по автономному округу в деятельности исполнительных органов автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа не выявлены нарушения антимонопольного законодательства, административные дела в отношении исполнительных органов автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа не возбуждены. При этом, антимонопольным органом установлено 5 фактов совершения должностными лицами органов государственной власти действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и могут привести к такому нарушению, из них 4 предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и 1 предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.   

При осуществлении функций и полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа совершено:

3 действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, все из которых относятся к части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135), а именно: совершение действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, выразившихся в не проведении конкурсных процедур на право заключения договора управления многоквартирными домами, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в создании дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (публикация на официальной странице социальных сетей органа местного самоуправления муниципальных образований автономного округа
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации
о деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения предоставления им более выгодных условий для потребителя по сравнению с иными участниками товарного рынка);

1 действие, которое могло привести к нарушению антимонопольного законодательства, выразившееся в публичном заявлении (высказывании) должностного лица о планируемом поведении на товарном рынке, а именно предоставление преференций конкретной организации при проведении конкурентных процедур (торгов) и совершение согласованных действий, квалифицирующихся как нарушение части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона № 135.

При осуществлении функций и полномочий органом исполнительной власти совершено 1 действие, которое содержало признак нарушения статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, выразившееся в принятии нормативного правового акта, предусматривающего определение конкретного средства массовой информации для публикации данных.

Предупреждения и предостережения исполнены, административные дела в отношении исполнительного органа автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа не возбуждены.

В целях предупреждения принятия нормативных правовых актов, содержащих возможные риски нарушения антимонопольного законодательства, Департаментом в 2023 году, учитывая судебную практику, а также решения, принимаемые Федеральной антимонопольной службой, проведено 877 экспертиз проектов нормативных правовых актов, в том числе подготовленных исполнительными органами автономного округа – 737, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа – 140. При проведении экспертизы выявлены положения, содержащие возможные риски нарушения антимонопольного законодательства, в 60 проектах нормативных правовых актов, в том числе в проектах нормативных правовых актов, подготовленных исполнительными органами автономного округа – 49, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа – 11.

Также проведен анализ 49 действующих нормативных правовых актов муниципальных образований автономного округа (с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа), из них в 10 нормативных правовых актах установлены положения, содержащие возможные риски нарушения антимонопольного законодательства. Разработчикам нормативных правовых актов направлены рекомендации по устранению выявленных рисков.

Представленный Обзор сформирован во исполнение пункта 2 Плана мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в автономном округе на 2024 год[3] (далее – План мероприятий) и на основании результатов проведения Департаментом экспертизы и анализа проектов нормативных правовых актов
и действующих нормативных правовых актов исполнительных органов автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, а также анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности исполнительных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, исходя из наиболее часто встречающихся положений, способствующих возникновению возможных рисков нарушения антимонопольного законодательства.

К типичным рискам нарушения антимонопольного законодательства, выявляемым Департаментом при проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов и анализа нормативных правовых актов, относятся:

-  предоставление преференций конкретной организации;

-  отсутствие конкретной организации в бюджете автономного округа на отчетный период и на плановый период в качестве получателя субсидии на финансовое обеспечение затрат;

-  требование о предоставлении документов, которые невозможно предоставить в связи с отсутствием законодательно закрепленного требования об их выдаче на бумажном носителе;

-  ограничение права участников отбора на получение субсидии на одни и те же цели в нескольких муниципальных образованиях автономного округа, при условии осуществления деятельности (наличие обособленных структурных подразделений) в нескольких муниципальных образованиях автономного округа.

К числу положений, не относящихся к возможным рискам нарушения антимонопольного законодательства, но способствующих
их возникновению, можно отнести:

–  не соблюдение (соблюдение не в полной мере) общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 № 1492[4];

– не соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации (включая ведомственные) и автономного округа, регулирующих вопросы в сфере которой разрабатывается нормативный правовой акт автономного округа и органа местного самоуправления муниципального образования автономного округа, а также не приведение в соответствие указанных актов в случае внесения изменений в нормативные правовые акты федерального и регионального уровней;

– отсутствие в нормативных правовых актах положений, предусматривающих подробный алгоритм взаимодействия участников правового регулирования (например: сроки, способ взаимодействия, который принимается сторонами взаимодействия как возможный
и достоверный);

– требования к участникам отбора по предоставлению документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

– отсутствие положений, конкретизирующих порядок регистрации изменений в ранее поданное заявление, а также условие, что внесение изменений в заявку участника отбора не влияет на очередность рассмотрения ранее поданной им заявки;

– отсутствие положений, конкретизирующих порядок и сроки взаимодействия сторон при подписании Соглашения о предоставлении субсидии;

– использование формулировки «иные документы», в контексте исчерпывающего перечня документов, предоставляемых заявителем,
не позволяет уяснить какие документы помимо уже указанных будут подтверждать произведенные затраты, а какие нет, что в свою очередь представляет собой неопределенность оснований принятия решения должностным лицом, то есть широту дискреционных полномочий.

Стоит отметить, что положительная динамика снижения количества нарушений антимонопольного законодательства, допущенных исполнительными органами и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в 2023 году свидетельствует об эффективности применения таких инструментов предупреждения возможных рисков нарушения антимонопольного законодательства как экспертиза и анализ. Так, в 2021 году выявлено 20 нарушений антимонопольного законодательства, в 2022 году – 6, в 2023 году нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

Также положительной динамике снижения количества нарушений антимонопольного законодательства способствует ежегодное исполнение исполнительными органами и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа Плана мероприятий,
а также «дорожных карт» по снижению комплаенс-рисков.



[1] Утверждено постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от 25 января 2019 года № 12-п «О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

[2] Об утверждении Порядка осуществления экспертизы проектов нормативных правовых актов, разработанных исполнительными органами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на предмет выявления положений, содержащих возможные риски нарушения антимонопольного законодательства и Порядка проведения анализа нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на предмет выявления положений, содержащих возможные риски нарушения антимонопольного законодательства.

[3] Приложение 8 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от 30.12.2021 № 633-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие экономического потенциала».

[4] Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации.