О деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по вопросам толерантности в межнациональных отношениях воспитанников

03 апреля 2014

«Я не согласен с тем, что вы говорите,

но жертвую своей жизнью,

защищая ваше право высказывать

собственное мнение»

Вольтер

В последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но толерантность нужно воспитывать. Проблема культуры общения — одна из самых острых в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают немногие. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Как важный элемент культуры общения толерантность признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений.

В казенных образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Северяночка», «Детский дом «Лучик», проживают воспитанники разных национальностей, поэтому задача сотрудников формировать потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

С этой целью в детских домах разработаны и реализуются планы по воспитанию толерантности по нескольким направлениям:

- «Я и мир вокруг меня» - формирование психосоциальной компетентности у воспитанников;

- «Межкультурное общение» – уважения явлений культуры, представляющих ценность для других;

- «Мы живем в одной стране» - развитие уважительного отношения воспитанников к представителям различных национальностей;

с использованием следующих форм работы: индивидуальная работа с детьми, собрания с воспитанниками, конкурсы рисунков, беседы, беседы с элементами игры, игра, викторины, правовой лекторий, психологический практикум, диспуты, круглые столы, просмотр видеофильмов с последующим обсуждением.

Также, в КУ «Детский дом «Лучик», воспитание толерантности осуществляется через орган детского самоуправления Парламентский совет. Ребята ощущают себя организаторами своей жизни. Воспитательная структура, основанная на системе самоуправления, способствует развитию личности. Таким образом, у ребят накапливается опыт самоуправления поведением, осознанное самосовершенствование (подражание, самовоспитание, следование положительному примеру). Включение в систему самоуправления обеспечивает у воспитанников формирование организаторского опыта. По инициативе Парламентского совета традиционными стали акция «Ветеран живет рядом», праздники «День защиты детей», «День святого Валентина» и др.,

в КУ «Детский дом «Северяночка» профилактическая работа по формированию межличностных отношений осуществляется через взаимодействие с представителями отдела участковых уполномоченных Полиции и Подразделения по делам несовершеннолетних Полиции по г. Нягань; поисково-спасательным отрядом «Центроспас-Югория»; ОАО «РН-Няганьнефтегаз»; общественными организациями «Ветеран», «Веда», «Семья», «Няганское станичное Казачье общество». Формы работы в данном направлении разнообразные: спортивные мероприятия, экскурсии, сборы пикетов общественного молодежного объединения, экспедиции, рыбалки, в библиотечном фонде учреждения имеется раздел «Религия. Мистика свободомыслие» (детская библия, Евангелие, молитвослов для детей, брошюры, буклеты, видеоматериалы), воспитанники имеют возможность свободного вероисповедания.

Воспитание толерантности способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Ребята учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность, позволяет воспитанникам успешно адаптироваться не только к жизни в учреждении, но и за ее пределами.

Мельничук Татьяна Александровна

главный специалист

отдела реализации социальных программ

Управления социальной защиты населения

по г.Нягани и Октябрьскому району