Об административной ответственности за нарушения, связанные с самовольным занятием земельных участков
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушения которых законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1515 утвержден Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, которым в том числе регулируются вопросы составления и согласования ежегодных планов проверок нарушений требований земельного законодательства.
Таким образом, законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
При этом в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации в случае выявления административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в орган государственного земельного надзора направляются соответствующие документы, составленные по результатам проверки, с целью принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.
Необходимо отметить, что ответственность за правонарушения в сфере земельных отношений и должностные лица, уполномоченные на рассмотрении дел по этим правонарушениям, установлены КоАП.
В соответствии со статьями 23.15, 23.21, 23.29 КоАП полномочия по рассмотрению дел по указанным правонарушениям закреплены за федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора - Росреестром, Росприроднадзором и Россельхознадзором.
При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлена ответственность за иные нарушения законодательства, не предусмотренные КоАП, и должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, могут быть уполномочены законом субъекта Российской Федерации составлять протоколы об административных правонарушениях за такие правонарушения и выносить по ним постановления.
Таким образом, должностные лица органа местного самоуправления при выявлении в рамках осуществления муниципального земельного контроля правонарушений, предусмотренных КоАП, могут составить акт проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения и направить данную информацию в орган государственного земельного надзора для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
В случае выявления в рамках муниципального земельного контроля, правонарушений, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления могут составить протокол об административном правонарушении только в случае, если законами субъекта Российской Федерации они наделены такими полномочиями.
Законы субъектов Российской Федерации, в том числе, устанавливающие ответственность за земельные правонарушения, не могут противоречить федеральному законодательству.