Поклонитесь им до земли

22 мая 2024

С первых месяцев Великой Отечественной войны скорбные листки о гибели солдата «Извещения по форме № 4», в народе метко названные «похоронками», полетели в разные уголки нашей страны. Это был самый страшный документ Великой Отечественной войны. Клочок бумаги, который боялись получить в семьях воинов, ушедших на войну. Его боялась получить каждая семья. Каждый надеялся, что он минует его дом... Три похоронки принесла война и в семью Мальцевых – погиб отец Сосипатр Сергеевич, один за другим погибли братья Николай и Евгений. Двадцатилетними останутся они для нас навсегда.

Под безоблачным мирным небом в небольшом таежном обском поселении Низямы жили, трудились, растили большую семью супруги Сосипатр Сергеевич и Анастасия Арсентьевна Мальцевы. Старшие рано пристрастились к охоте и рыбалке. Семья Мальцевых была самая уважаемая в колхозе "Красный путь". Отец - полевод, мать - доярка. Дети занимались не только рыбалкой и ходили в урман на зверя, но и охотно выполняли любую работу, которую им поручало правление.

Перед Великой Отечественной войной колхозный трудодень становился все весомей. Семья Мальцевых ежегодно вырабатывала до трех тысяч трудодней. Достаток пришел во все колхозные семьи, знай трудись, не ленись пораньше вставай, попозже ложись.

Научились низямцы выращивать стопудовые урожаи пшеницы, ржи, овса, получать от коров полуторотысячные удои молока, обеспечивали себя картофелем и овощами. На колхозное поле пришли "стальные кони" - тракторы, к рыбакам - катера, мотолодки, в домах засветились яркие огни "лампочек Ильича", заговорило радио, заиграли патефоны.

Передовики колхозного труда заслужили право участвовать во всесоюзной сельскохозяйственной выставке, побывали в белокаменной столице нашей Родины - Москве.

Весть о нападении фашистов на Советский Союз, как черная птица, распростерла свои зловещие крылья над небольшим таежным селом. Посуровели лица людей, реже слышался смех детей. На колхозном митинге труженики сурово и гневно осудили вероломство и подлость гитлеровской верхушки, приняли решение трудиться так, как призыв ала партия: "Все - для фронта, все - для победы".

Запасники первой категории, забросив за плечи вещмешки, ушли на фронт в первые дни войны.

Святой гнев людей на вероломство захватчиков словно передался могучей Оби. Она взволновалась, разбушевалась, стала выходить из привычных для нее берегов, заливая все окрестности. Под раскатами частых гроз, ливневых дождей грозно шумели лиственницы, сосны, кедры, гнулись белоствольные березы ...

Ведомые неукротимой волей коммунистов люди стали еще дружней, еще сплочённей. Отныне они забыли о сне, выходных днях, сутками трудились, не разгибая спины, со скорбными лицами, извечными бабьими причитаниями, прижимавших к себе малолетних детей и провожавших своих суженых, старших сынов на фронт, и вновь принимались за труд. Знали, что за них ковать победу в тылу никто не придет. Знали, что каждый выловленный ими пуд рыбы, выращенный центнер пшеницы, добытая белка, надоенный литр молока сверх заданий партии и правительства - это снаряд, граната, мина, выпущенные в подлых гитлеровских оккупантов, это их помощь мужьям, братьям и сыновьям, сражающимся на фронте Великой Отечественной войны.

В начале августа 1941 года супруги Мальцевы проводили на фронт старшего сына Евгения, а в сентябре 1941 года в составе сибирской стрелковой дивизии низямский комсомолец уже сражался с врагом, обороняя подступы к родной столице. На Волоколамском шоссе железная, несокрушимая воля сибирских стрелков и артиллеристов остановили шествие стальной армады фашистов, затем повернули их вспять и погнали на запад. В боях за деревню Плаксино Лотошинского района Московской области пал смертью храбрых Евгений Мальцев.

Неутолимо было горе матери, отца, братьев, но стойко и мужественно перенесла его семья Мальцевых. Это горе было почти в каждом доме. 6 июня 1942 года ушел сражаться с фашистами тридцатидевятилетний глава семьи Сосипатр Сергеевич Мальцев. Дрался на том же фронте, что и его старший сын. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Был несколько раз ранен, контужен, но снова становился в боевой строй, мечтал о светлом Дне Победы. Не дожил до него Сосипатр Сергеевич. Смертью героя он погиб, освобождая Нарву.

Через 11 дней после того, как ушел в армию отец, добровольцем в строй защитников стал средний сын Николай. В начале охранял забайкальские границы Родины от притязаний японских вояк. В конце 1943 года принял свое боевое крещение в боях с гитлеровцами на Первом Прибалтийском фронте, освобождая трудящихся Советской Прибалтики от гитлеровской чумы. В жестоком бою с врагом сложил свою светловолосую голову Николай, неся свободу столице Советской Литвы.

Не дожили до светлого дня Великой Победы отец и сыновья Мальцевы. Но своими драгоценными жизнями ради жизни на земле приблизили его. Честь им и слава!

Какие нервы, какую стальную волю, какой несгибаемый характер надо было иметь солдатской матери и жене Анастасии Арсентьевне Мальцевой, чтобы выдержать эти жестокие удары, выпавшие на ее женскую и материнскую долю. Но выстоять и выдержать было надо - ради светлой памяти мужа и сыновей, ради младших детей, ради всех честных людей земли.

Свое горе, свои переживания она утоляла в труде.

Вот скупые строки из служебной характеристики, данной ей правлением колхоза "Красный путь": "Мальцева Анастасия Арсентьевна работала в Низямской рыболовецкой артели с 1938 года. В начале - дояркой, затем до 1949 года - заведующей животноводческой фермой. С 1949 года, в летний период - бригадиром полеводства, в зимний период - бригадиром почты - "веревочки". 15 лет подряд колхозники оказывали ей высокое доверие, избирая членом правления. На всех участках, куда бы ее ни посылало правление, она трудилась честно и добросовестно.»

Это к таким, как Анастасия Арсентьевна, относятся проникновенные слова:

" ... За все ты бралася без страха,

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой, и ткахой,

Умела иглой и пилой.

Рубила, вязала, копала.

Но разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живешь ... "

Как не поклониться же нам и вдовам фронтовиков, как не снять перед ними шапку!

С. Нартымов.

(Районная газета "За коммунизм", 1985 год)

Поделиться с друзьями

назад К списку новостей