Единой дежурно-диспетчерской службе Октябрьского района – 12 лет!

6 сентября 2024

01 сентября 2024 года исполнилось 12 лет со дня начала функционирования в круглосуточном режиме Единой дежурно-диспетчерской службы Октябрьского района.

Многим жителям района хорошо знакомы телефонные номера ЕДДС Октябрьского района: 2-13-09; 2-81-43, 8(904)884-40-33 и единый номер 112. Однако, мало кто из жителей имеет достоверное представление о том, как она работает и какие обязанности у её сотрудников.

Единая дежурная диспетчерская служба (ЕДДС) – это орган повседневного управления силами и средствами Октябрьского муниципального звена территориальной подсистемы ХМАО-Югры Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ЕСОДУ).

Круг выполняемых задач ЕДДС обширен и, помимо координации действий экстренных служб при предупреждении и ликвидации ЧС и происшествий природного и техногенного характеров, ЕДДС является одним из основных звеньев в вопросах антитеррористической деятельности, мобилизационной подготовки, паспортизации территорий и объектов района и многих других задач, связанных с безопасностью граждан, проживающих на территории района и наших гостей. ЕДДС при решении задач взаимодействует с территориальными федеральными органами МЧС и ОМВД России, предприятиями и организациями всех видов собственности по вопросам сбора и обработки информации о ЧС и происшествиях.

С недавнего времени по всей России в ЕДДС была внедрена Система 112 – служба вызова экстренных оперативных служб. У многих возникает закономерный вопрос – зачем нужна дополнительная служба, если уже давно существуют и работают номера экстренных служб 01, 02, 03, 04? Сделано это с целью удобства обращения граждан на единый экстренный номер, не задумываясь о том, какое именно происшествие произошло и в какую именно службу нужно звонить.

Единый номер 112 работает как со стационарных телефонов, так и любых сотовых телефонов, даже в случае отсутствия средств на счете или отсутствия SIM-карты. По этому номеру оператор-112 принимает вызовы по ситуациям, требующим незамедлительного реагирования – пожары, аварии, факты правонарушений и прочие происшествия, где требуется участие оперативных служб. Так же сюда можно обратиться и для вызова скорой неотложной помощи. При нагрузке телефонной линии 03 или 103, вызов переходит на 112, или же сами граждане напрямую обращаются по этому номеру. При этом следует отметить, что оператор-112 не является медицинским работником.

Всего за 12 лет работы оперативным составом ЕДДС принято и отработано свыше 180 тысяч обращений граждан района.

Значительная часть обращений граждан в ЕДДС связана со сферой деятельности ЖКХ. Сбои в работе коммунальных и энергетических сетей, конечно же, могут быть не только следствием чрезвычайных ситуаций, но и причиной возникновения ЧС. Прорыв трубы теплоснабжения, пожар на подстанции могут оставить без тепла и электричества целый посёлок или несколько кварталов в городских поселениях на длительный период времени. В таких случаях без принятия должных оперативным мер, серьезная авария, особенно в условиях зимы, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, поэтому коммунальная сфера находится на контроле ЕДДС.

Однако, обращаться в ЕДДС стоит не по всем коммунальным вопросам. На сегодняшний день, больше всего (около 90% обращений) сотрудникам службы приходится проводить «просветительскую» работу среди населения по вопросам ЖКХ. Оперативные дежурные вежливо отвечают тем, кто не увидел объявление или не смог дозвониться до ресурсоснабжающих организаций, когда восстановят электро-, тепло-, водоснабжение и т.д.

Следует понимать, что сотрудники ЕДДС не имеют собственной техники и не выезжают на место ЧС или других ситуаций. В их обязанности входит только донести информацию до соответствующих служб и координировать их действия. ЕДДС лишь собирает информацию от служб и организаций района, участвующих в устранении последствий ЧС и происшествий, анализирует её и предоставляет в виде донесений в вышестоящие органы управления.

При возникновении частных проблем, связанных с электроснабжением, теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением, гражданам целесообразней обратиться в ресурсоснабжающую организацию, с которой заключён договор обслуживания напрямую. Это намного ускорит процесс разрешения проблемы.

Очень часто в ЕДДС обращаются с вопросами, которые уполномочены решать управляющие компании или ТСЖ многоквартирных домов. В таких случаях оперативные дежурные могут только рекомендовать обратиться в обслуживающую организацию и, если заявитель не владеет ее номером телефона, предоставляют его.

Особое внимание хочется уделить конфликтным ситуациям при общении с людьми. Много звонков поступает от тех, кому нужно просто высказаться, пожаловаться, а порой в агрессивной форме с применением ненормативной лексики. Важно знать, что в это время могут не дозвониться те, кому действительно угрожает опасность и требуется экстренная помощь служб. Не следует звонить на 112 при проблеме с банковской картой, когда перегорела лампочка в подъезде, сообщить номер телефона какой-либо компании или организации (кроме ЖКХ), пропали домашние питомцы, просьбы прочистить от снега личную придомовую территорию и т.п. Такие вопросы решаются гражданами лично, либо через ТСЖ (обслуживающую организацию) или путем обращения к уполномоченным специалистам администраций. Не стоит думать, что служба – 112 приедет и решит любую вашу проблему.

Так же хочется напомнить, что все разговоры с дежурными и оператором-112 записываются.

Несмотря на то, что диспетчера отвечают на любой звонок по номеру 112, следует понимать основной круг задач, решаемых ЕДДС, и воздержаться от звонка без веской на то причины – это экстренное реагирование или ликвидация последствий.

Поделиться с друзьями

назад К списку новостей