Информация об организации инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях Октябрьского района

13 мая 2014

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено понятие «инклюзивное образование» - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех детей с особыми потребностями (дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья).

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.

Задачей инклюзивного образования  является включение всех детей в образовательную систему и обеспечение их равноправия.

В Октябрьском районе проживает 115 детей с особыми потребностями:

- от 1 года до 7 лет  - 38 детей,

- от 7 до 18 лет – 77 детей.

В 10 дошкольных образовательных организациях Октябрьского района  воспитываются      13 детей с особыми потребностями, которые находятся под постоянным медицинским контролем старшей медицинской сестры детского сада и  врача педиатра, курирующего учреждение. В рамках субвенции из окружного бюджета на приобретение реабилитационного оборудования, спортивного инвентаря, мягкого инвентаря, специальной литературы, канцелярских и письменных принадлежностей для данной категории детей,   выделяются финансовые средства в размере 11 118 рублей в месяцна одного ребенка. На выделенные средства в 2013 году дошкольными образовательными организациями было закуплено специального оборудования на сумму  1490,89 тыс.руб. (2012 г. - 1285,7 тыс.руб.). За содержание  детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях родительская плата не взимается. 

Из 22 общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории  Октябрьского района, в 17 образовательных организациях обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Для создания условий предоставления детям с особыми потребностями общего образования в марте 2014 года Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры утвержден План-график («Дорожная карта») введения инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2015 годы.

В Октябрьском районе также организована работа по выполнению мероприятий дорожной карты введения инклюзивного образования.

В целях оказания методической и консультативной помощи образовательным организациям Октябрьского района по решению данного вопроса на базе казенного учреждения «Няганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида» создан Ресурсный центр. В настоящее время пять образовательных организаций района заключили Соглашения о взаимодействии с Ресурсным центром.

 Для обеспечения организации работы по инклюзивному образованию для педагогов проводятся совещания, семинары, координационные советы и т.д.

 Ведётся работа по предоставлению дистанционного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, для обучения детям «на дому» передано 15 комплектов компьютерного оборудования.  Под дистанционным образованием понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением компьютерных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

В рамках реализации муниципальной программы «Доступная среда в муниципальном образовании Октябрьский район на 2014-2016 годы» выполняются мероприятия по обустройству входных групп в 4-х образовательных организациях на общую сумму 420,0 тыс.руб., из них Унъюганская СОШ № 1 (150,0 т.р.), Горнореченская ООШ (90,0 т.р.), Малоатлымская СОШ: с. Малый Атлым(90,0 т.р.) и п. Заречный (90,0 т.р.).  

Обеспечение доступности объектов образования позволит детям с особенностями развития обучаться в одном классе совместно с их сверстниками.