Историческая справка

Общие сведения, краткая историческая справка, особенности географического расположения, перечень поселений, входящих в состав муниципального образования,численность населения по каждому поселению, наличие дорог с расстояниями.

В 1964 году, на месте нынешнего поселка Приобье, на берегу протоки Алешкинская, располагался небольшой населенный пункт. Относился он к Шеркальскому сельскому Совету и состоял из 10 небольших домиков. Имелся маленький магазинчик и хлебопекарня. Жители, в основном ханты, были объединены в колхоз. Занимались животноводством, ловили рыбу, сеяли рожь и овес. Ранее существовавшая восьмилетняя школа к тому времени была закрыта. Дети жили в интернате деревни Низямы, там же обучались в школе. Старожилы утверждают, что появилось это поселение ещё до революции и называлось юрты Сергины. Датой основания поселка Приобье считается 28 августа 1964 года.28 августа 1964 года в населенный пункт прибыли десять работников Сергинского строительного участка, организованного Октябрьским СМУ. Временно расположились в домах сельчан. Начальником участка назначили Лоскутова Николая Романовича. В сентябре подъехала вторая партия строителей. Начали возводить дома, ныне улицы Севастопольская. К 1966 году их было уже одиннадцать. В первом строении (в январе 1965 года) разместились контора, медицинский пункт, начальная школа. Директором школы и учителем одновременно стала Людмила Андреевна Яковлева. Учеников было всего 12 человек.В пятидесятые годы руководством страны было задумано построить крупный транспортный узел на левобережье Ханты-Мансийского автономного округа, на берегу протоки Алешкинская, который бы стал отправной точкой великого северного зимника не только на Казым, но и до Уренгоя и Ямбурга. И этим крупным транспортным узлом должен был стать и стал поселок Приобье. В 1959 году приступили к строительству 370 километровой железнодорожной магистрали «Ивдель-Обь».2 апреля 1967 года железная дорога была сдана в эксплуатацию до станции Сергино (ранее пос. Северный). В честь завершения строительства железной дороги и прибытия на станцию «Перевалочная» (ныне станция Приобье) первого поезда, доставившего грузы для гидронамыва и строительства Сергинской лесоперевалочной базы, был забит «серебряный костыль». Это стало поистине историческим событием, которое собрало немало людей. Коренные жители левобережья впервые увидели «живой» паровоз. С этого времени по-настоящему началась летопись поселка Приобье, была проложена 370-километровая железная дорога Ивдель-Обь, связывающая правобережье Оби с «большой землей». В 1974 году построили здание железнодорожного вокзала и теперь уже станция «Приобье» начала принимать пассажирские поезда. И потянулись в Сергинский покорители Севера. Позже, как грибы, в поселке расположились всевозможные базы и УПТК, участки и подразделения строителей, газотранспортников, геологов. Потом, с изрядным опозданием, вырастет Сергинский речпорт. После слияния с Обским леспромхозом Октябрьская сплавконтора стала называться «Сергинский леспромхоз», еще позже ПО «Сергинолес».В 1968 году в поселок приехал студенческий строительный отряд из Севастопольского строительного института. С его помощью количество домов на первой улице поселка значительно возросло. И назвали её в их честь. Позже, в 1969 году, студенческими строительными отрядами южных регионов страны построены дома еще двух улиц - Крымская и Одесская.В 1972 году был организован сельский Совет, который располагался в одной комнате в помещении леспромхоза (нынешний Дом быта). Первый председатель исполкома сельского Совета - Шилов Дмитрий Федорович, секретарь - Викторова Варвара Яковлевна.С 1975 года председателем исполкома сельского Совета был избран Скворцов Алексей Николаевич. Решением № 128 от 10 мая 1988 года Тюменского исполнительного комитета образован Приобский поселковый совет.С 1997 года Приобье функционирует как Приобский территориальный комитет.С 1 января 2006 года Приобский территориальный комитет преобразован в муниципальное образование городское поселение Приобье.

Положение МО городское поселение Приобье и его роль в системе расселения Ханты-Мансийского автономного округа

Приобье - самый крупный поселок Октябрьского района, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с численностью населения 7365 человек. Территориально Приобье расположено в центральной части Октябрьского района, на левом берегу реки Обь, в 300 км. от г. Ханты-Мансийск, с которым его связывает автомобильная дорога. Связь с районным центром возможна только водным путем, зимой - по зимнику. Железнодорожной и автомобильной магистралью Приобье связано с г. Нягань и далее направлением до Екатеринбурга. П.г.т. Приобье наделён статусом муниципального образования городское поселение. Общая площадь территории муниципального образования 92,6 кв. км. Основная роль МО гп Приобье в системе расселения Октябрьского района: Приобье - крупный транспортный узел и развитый логистический центр. В поселении имеется крупнейший в районе речной порт и железнодорожная станция. Основной производственной направленностью является деятельность по складской логистике, строительство и ремонт газо- и нефтепроводов. Также в поселке активно развивается сельское хозяйство. Немаловажная роль поселения заключается в создании благоприятных условий жизнедеятельности местного населения, повышении уровня их жизни, сохранение историко-культурного наследия.

Основные градообразующие характеристики г.п. Приобье

Границы поселения установлены законом Ханты-Мансийского автономного округа от 25 ноября 2004 года № 63 –оз «О статусе границ муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа- Югры».Городское поселение Приобье занимает территорию, вытянутую в меридиональном направлении вдоль протоки Алёшкинской. Положение судоходной реки и железнодорожной магистрали направления Приобье-Свердловск с сетью подъездных путей определило структуру поселения. На территории поселения сформировано два промышленных района: южный – предприятия коммунально-складского назначения, северный – речной порт, между ними расположены кварталы жилой застройки. Приобье крупный транспортный узел и производственный центр Октябрьского района ХМАО. Спецификой Приобья является то, что все предприятия расположены на берегу судоходной протоки Алёшкинской и имеют причалы, тем самым, формируя речной фасад поселения, как производственный. Главнейшее направление социально-экономического развития поселения - это повышение жизненного уровня населения путем создания высокооплачиваемых мест. Национальные программы, направленные на создание высокого уровня жизни населения, являются стимулом развития жилищного строительства, социально-бытового обслуживания, транспортной и инженерной инфраструктуры. Селитебная территория поселения имеет серьёзные ограничения для своего территориального развития - протока Алёшкинская с восточной стороны, железнодорожные подъездные пути с западной, а также промышленные территории выше и ниже по течению реки. Жилая и общественная застройка Приобья имеет большой процент ветхости строений. Население проживает в 1-2-этажных индивидуальных жилых домах с участками, многоквартирных 1-3-этажных жилых домах, большая часть которых имеет процент износа выше 60%, либо неблагоприятные эколого-гигиенические характеристики. На берегу реки организована территория детской спортивной школы олимпийского резерва и лодочной станции.Городское поселение Приобъе расположено на правом берегу р. Обь, в центральной части Октябрьского района. Приобье – один из населенных пунктов в Октябрьском районе, к которому проложена железнодорожная ветка Ивдель (Свердловская область) — Приобье. Строительство многофункционального вокзала в гп. Приобье было введено в эксплуатацию 15 февраля 2014 года на 300 пассажиров, общей площадью 5370 м2. Главной транспортной магистралью в период навигации является река Обь. В период навигации пассажирские перевозки осуществляются речным транспортом. Обеспечивает выполнение перевозок ОАО «Северречфлот», ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство». Выполняются рейсы теплоходами «Заря», «Метеор» по маршрутам: Октябрьское – Приобье - Октябрьское; Ханты-Мансийск – Березово – Ханты-Мансийск; Ханты-Мансийск – Нижние Нарыкары - Ханты-Мансийск. Одним из крупных транспортных предприятий является ООО «Сергинский речной порт». Проектная мощность переработки грузов составляет 350 тыс. тонн. Средняя продолжительность навигации 165 суток. Общая площадь территории порта - 20,5 га, длина причальной стенки капитального исполнения - 322,5 п.м. Порт способен принимать грузы по вариантам вагон-склад, вагон-судно и склад-автомобиль с доставкой до места назначения и выгрузкой их в пунктах назначения своим флотом и механизмами. Ввиду высокой загруженности пассажирами на территории городского поселения установлена пристань с залом ожидания и буфетом, также установлено пассажирское судно, где пассажиры имеют возможность остановиться на ночлег. Диспетчерское регулирование движения флота на территории Октябрьского района осуществляется с пристани пгт. Приобье.Для перевозки автотранспорта на территории Октябрьского района функционирует паромная переправа. Паромные перевозки осуществляются по маршрутам Октябрьское – Приобье - Октябрьское, Приобье – Белоярский - Приобье, Приобье – Салехард - Приобье. Существует сезонная автодорога протяженностью порядка 40 км, связывающая г.п.Приобье с поселениями района. Протяженность дорог населенного пункта Приобье соответствует 34 км, в том числе доля дорог с твердым покрытием составляет порядка 44%. Авиационные пассажирские перевозки осуществляет ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр». Воздушными судами МИ-8 данной авиакомпании выполняются рейсы по маршрутам: Октябрьское - Приобье - Октябрьское, Ханты-Мансийск - Приобье - Ханты-Мансийск. Длина воздушного коридора с центром муниципального района составляем 40,0 км.