Вопросы и ответы

01 апреля 2012

Вопрос: Какое жилое помещение должно быть предоставлено гражданину при его расселении из жилого помещения признанного непригодным для проживания?

Ответ: С 01.01.2011 года на территории Ханты – Мансийского автономного округа – Югры принята новая долгосрочная целевая программа «Содействие развитию жилищного строительства», утвержденная постановлением Правительства ХМАО – Югры от 03.11.2010 № 285-п.

В соответствии с окружной программой на территории Октябрьского района принята целевая Программа «Содействие развитию жилищного строительства на территории Октябрьского района на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденная постановлением администрации Октябрьского района от 12.04.2011 № 770.

Согласно ст. 86, 87 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, проживающим в непригодном жилом помещении на условиях договора социального найма, предоставляется другое жилое помещение на условиях договора социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению или большей площади, если предоставить равноценное жилое помещение в силу его конструктивных особенностей не представляется возможным.

Предоставляемое в связи со сносом жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Кроме того, согласно Определению Верховного Суда РФ от 09.02.2010 предоставляемое в соответствии со ст. 89 ЖК РФ жилое помещение должно быть равнозначным ранее занимаемому не только по общей площади, но и по числу комнат.

Программой Октябрьского района предусмотрено, что если в силу конструктивных особенностей непригодного жилого помещения и соблюдения прав граждан, проживающих в непригодном жилом помещении, предоставить муниципальное жилое помещение равнозначное по общей площади непригодному жилому помещению не представляется возможным с соблюдением прав указанных граждан, то взамен предоставляется жилое помещение большей площадью, но не более количества комнат непригодного жилого помещения.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» определено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-88, в том числе со сносом, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (например, норма предоставления и т.д.), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.

Гражданам, проживающим в непригодных для проживания жилых помещениях, являющимся собственниками, по согласованию с ними и в соответствии с действующим законодательством (статья 32 ЖК РФ) предоставляется право заключения договоров мены занимаемого жилого помещения с муниципальным образованием Октябрьский район, с оплатой разницы между стоимостью приобретаемого и размером выкупной цены отчуждаемого жилого помещения.

Разница между стоимостью приобретаемого и размером выкупной цены отчуждаемого жилого помещения может быть выплачена гражданами с рассрочкой платежа до 5 лет по соглашению с муниципальным образованием Октябрьский район.

Собственнику жилого помещения, признанного непригодным для проживания предоставляется другое жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.

Муниципальное жилое помещение, передаваемое собственнику взамен, может быть меньше или больше отчуждаемого по общей площади и количеству комнат согласно заявления собственника.

В соответствии с п. 1 ст. 32 ЖК РФ выкуп жилого помещения у собственника производится в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 49 земельного Кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Федерации.

Решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд принимается органами местного самоуправления и подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, в рамках реализуемой программы «Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2013 годы и период до 2015 года» установлено, что средства передаваемые в целях стимулирования жилищного строительства, направляются на строительство и приобретение жилых помещений во введенных домах-новостройках и строящихся жилых домах высокой степени готовности. Названная программа не содержит обязательств по предоставлению выплат социального характера населению (выкупная стоимость). Таким образом, софинансирование расходов на выплату выкупной стоимости из средств бюджета автономного округа не предусмотрено.

_________________________________________________________________________

Вопрос: Какие существуют программы по переселению граждан в климатически-благоприятные зоны проживания?

Ответ: В настоящее время жителям Югры, желающим выехать из автономного округа, предоставляются жилищные субсидии:

- из федерального бюджета на приобретение жилых помещений по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище»;

- из окружного бюджета на приобретение жилых помещений по подпрограмме 1 «Обеспечение жильем граждан, подпрограмм выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2010 № 368-п.

Реализация мероприятий по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-фз «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Участие в подпрограмме добровольное.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по реализации вышеуказанной подпрограммы является Департамент жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Выдача государственных жилищных сертификатов производится Департаментом.

В соответствии с вышеуказанным законом установлена очередность предоставления субсидий, где в первую очередь субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из закрывающихся городов и поселков, с полярных станций, во вторую очередь гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидами с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в третью очередь пенсионерам по старости, в четвертую очередь гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящими не менее одного года на учете в органах службы занятости населения, в пятую очередь работающим гражданам.

В связи с отсутствием на территории автономного округа населенных пунктов, полярных станций, закрывающихся по решению государственных органов власти, социальные выплаты жителям автономного округа в первую очередь предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, во вторую очередь пенсионерам по старости, в третью очередь гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящими не менее одного года на учете в органах службы занятости населения, в четвертую очередь работающим гражданам.

Право гражданина на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Выдача сертификатов осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации сертификатов. Указанные Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Согласно пункту 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело (в администрацию Октябрьского района), заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения Сводного списка. Принятие заявлений от граждан после 1 июля не допускается.

Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из:

состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи;

средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения.Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.

Норматив предоставления жилищных субсидий определяется следующим образом:

Категории граждан и стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Норматив предоставления жилищных субсидий (процент от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья)

Граждане, выезжающие из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций

100

Остальные категории граждан, имеющих стаж работы:

свыше 35 лет

100

от 30 до 35 лет

95

от 25 до 30 лет

90

от 20 до 25 лет

85

от 15 до 20 лет

80

от 10 до 15 лет

75

Инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет

75

Реализация мероприятий по подпрограмме 1 «Обеспечение жильем граждан, подпрограмм выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2010 № 368-п осуществляется в соответствии с Порядком реализации указанной целевой программы, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 05.04.2011 № 108-п.

Согласно Порядка реализации указанной программы граждане, подавшие заявления на получение государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений до 1 января 2011 года, обеспечиваются государственной поддержкой в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2005 № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы».

Участие в подпрограмме добровольное.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по реализации вышеуказанной подпрограммы является Департамент жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Органы местного самоуправления (отдел жилищной политики администрации Октябрьского района) является уполномоченным органом в отношении участников подпрограммы 1 при приеме от граждан заявлений на участие в программе, рассмотрении заявлений об участии и принятии решения о признании либо об отказе в признании заявителя участником подпрограммы 1.

Участниками данной подпрограммы являются граждане Российской Федерации отнесенные к одной из следующих категорий:

1. Инвалиды I и II групп независимо от степени ограничения к трудовой деятельности, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей-инвалидов, не менее 10 лет постоянно проживающие на территории автономного округа, не имеющие жилых помещений в других субъектах Российской Федерации для постоянного проживания и не получавшие жилищные субсидии на эти цели. Для инвалида с детства за стаж работы принимается время его проживания в автономном округе (далее - инвалиды).

2. Пенсионеры по старости, постоянно проживающие в автономном округе, имеющие общую продолжительность стажа работы в автономном округе не менее 15 календарных лет, не имеющие жилых помещений в других субъектах Российской Федерации и не получавшие жилищные субсидии на эти цели (далее - пенсионеры).

3. Граждане, выезжающие из населенного пункта, закрывающегося в соответствии с решениями органов государственной власти автономного округа (далее - переселенцы).

Данные граждане обращаются в отдел жилищной политики администрации Октябрьского района с заявлением и необходимым пакетом документов для признания их участниками данной подпрограммы.

Отдел жилищной политики проверяет документы на соответствие требованиям настоящего Порядка и принимает решение о признании либо об отказе в признании заявителя участником подпрограммы.

Администрация Октябрьского района ежегодно до 1 февраля текущего года утверждает списки граждан на получение жилищных субсидий (по состоянию на 1 января).

Информация о признании заявителя участником подпрограммы направляется органом местного самоуправления в Департамент жилищной политики ХМАО-Югры для его включения в Единый список участников.

Департамент жилищной политики ХМАО-Югры формируется Единый список участников подпрограммы, в хронологической последовательности исходя из регистрационного номера заявления в книге регистрации и учета.

Единые списки участников подпрограммы автономного округа формируются в продолжение списков граждан, поставленных на учет до 1 января 2011 года на основании положений программыавтономного округа «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005 - 2015 годы, утвержденной Законом автономного округа от 11 ноября 2005 года № 103-оз.

Для участников подпрограммы 1 государственная поддержка оказывается в виде субсидии, рассчитанной по формуле:

СтЖ = Н x РЖ,

где:

СтЖ - размер субсидии;

Н - норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, выбранном для переселения участников подпрограммы 1, на дату принятия решения о представлении субсидии, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

РЖ - норма предоставления общей площади жилого помещения, установленная для семей разной численности:

33 квадратных метра общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан;

42 квадратных метра общей площади жилого помещения - для семьи, состоящей из 2 человек;

18 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека для семьи, состоящей из 3 или более человек.

Для граждан поставленных на учет до 1 января 2011 года на основании положений программыавтономного округа «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005 - 2015 годы, утвержденной Законом автономного округа от 11 ноября 2005 года № 103-оз норма предоставления общей площади жилого помещения, установленная для семей разной численности:

33 квадратных метра общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан;

18 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека для семьи, состоящей из 2-х или более человек.

Размер субсидии устанавливается на дату выдачи участнику Свидетельства и указывается непосредственно в нём. Размер субсидии не может превышать остатка задолженности перед продавцом жилого помещения.

Право граждан на дополнительную площадь не учитывается.

К членам семьи участника целевой программы относятся постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), его родители и несовершеннолетние дети (для инвалидов - дети).

Если участник программы и (или) члены его семьи, на которых осуществляются расчет и выплата, в течение 5 лет, предшествующих обращению, ухудшили свои жилищные условия путем продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего ему (им) на праве собственности, размер государственной поддержки устанавливается, исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения, за вычетом общей площади (долей) отчужденного жилого помещения.

В течение 10 рабочих дней со дня утверждения Сводного списка претендентов Департамент жилищной политики ХМАО-Югры направляет участникам целевой программы, включенным в него, Уведомление о возможности получения субсидии.

Участник целевой программы в течение 30 календарных дней со дня получения Уведомления представляет в отдел жилищной политики администрации Октябрьского района заявление о выдаче Свидетельства по форме, установленной Департаментом.

Решение о выдаче Свидетельства или об отказе в его выдаче принимается Департаментом жилищной политики ХМАО-Югры в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Уполномоченный орган заявления.

Свидетельство действует в течение 180 календарных дней со дня получения и выдается не более одного раза в год.

Участник целевой программы в течение 30 календарных дней со дня получения Свидетельства предъявляет его в банк.

Свидетельство, предъявленное в банк по истечении указанного срока, не принимается.

Субсидия считается предоставленной со дня исполнения банком распоряжения участника целевойпрограммы о перечислении средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения.

В целях свободного доступа и ознакомления граждан, указанный Сводный список размещен на официальном веб - сайте органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры www.admhmao.ru, в разделе народ и власть, в подразделе: информация для граждан.

По всем возникающим вопросам необходимо обращаться по телефонам:

- Отдел учета и контроля обеспечения жильем отдельных категорий граждан Департамента жилищной политики ХМАО-Югры – 8 (3467) 32-20-38, 32-95-50, 32-20-46;

- Отдел жилищной политики администрации Октябрьского района – 8 (34678) 28-121.

_________________________________________________________________________