«ВОЙНА НА КРЫЛЬЯХ» к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Архангельского Николая Васильевича

9 апреля 2021

В памяти жителей района навечно останется имя учащегося Кондинской средней школы Николая Архангельского, Героя Советского Союза, воевавшего на Юго-Западном и Белорусском фронтах.

Родился будущий герой 10 апреля 1921 года в семье сельского учителя Василия Алексеевича Архангельского в деревне Асеево Шадринского района Челябинской области. В 1933 году отца командируют в Обь-Иртышскую область на Крайний Север для организации школ.

В далекое национальное стойбище, ныне село Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа он прибывает вместе с женой Лидией Фёдоровной, сыновьями Николаем, Владимиром, дочерью Ларисой. В это время Николай увлекся авиамоделированием и стал заниматься в авиамодельном кружке Мужевской школы, всерьез увлекся конструированием. Любил читать книги о летчиках и путешественника и как большинство мальчишек мечтал летать.

В августе 1939 года Василия Алексеевича перевели в Кондинскую, ныне Октябрьскую, среднюю школу, где Николай окончил восьмой класс и уехал в город Челябинск для продолжения учебы. В 1940 году в августе тракторо-заводской военкомат города Челябинска призывает комсомольца Николая Архангельского в Красную Армию и направляет его в первую Чкаловскую военную школу авиаперелетов. В декабре 1941 года он пилот, проходящий учебную практику в бомбардировочном полку. Выдержка, мужество, большая сила воли унаследованы Николаем от отца. Первое свое боевое крещение Николай Архангельский принимает, будучи командиром самолета «Бостон» на Юго-Западном фронте. За 34 боевых вылета в августе 1942 года был награжден орденом «Красной Звезды», в марте 1943 года стал членом ВКПб (Всесоюзной Коммунистической Партии большевиков), за два месяца до вступления в Коммунистическую партию награжден орденом «Красное Знамя», за успешное выполнение боевых заданий награжден орденом «Отечественной Войны II степени». За технически грамотную эксплуатацию самолета «Бостон» Президент США Рузвельт награждает его медалью «За боевые заслуги». С июня 1943 года бомбардировочный Калинковичский авиационный полк в котором воевал Николай Архангельский ведет бои на Центральном и Белорусском фронтах.

Из наградного листа. Краткое изложение личного боевого подвига или заслуг:

«Участвуя в войне с июня 1942 года произвел днем на самолете «Бостон» 210 успешных боевых вылетов, из них на разведку 98. Действуя на Юго-Западном фронте совершил днем 104 боевых вылета из них 54 на разведку. За совершенные на юго-западном фронте успешные боевые вылеты награжден: за 34 боевых вылетов – орденом «Красной Звезды», в августе 1942 года за 40 боевых вылетов орденом «Красного Знамени», за 30 боевых вылетов орденом «Отечественной войны 2 степени» в марте 1943 года, за технически грамотную эксплуатацию самолетов «Бостон» - американской медалью в июне 1943 года.

Участвуя в боях на Центральном и Белорусском фронтах с 1 июня 1943 года произвел 106 боевых вылетов, из них 44 на разведку, проявляя при этом доблесть, мужество и героизм.

2 августа 1943 года в составе группы, бомбардируя скопления эшелонов и живой силы врага на железнодорожной станции Нарышкино советские летчики встретили шесть «Юнкерсов-87» под прикрытием под прикрытием двенадцати «Фокке-Вульф-190», возвращавшихся с бомбардировки наших боевых порядков. Маневрируя от атак гитлеровских истребителей, Николай Архангельский, огнем своих пулеметов лично сбил «Юнкерс-87», доказав, что самолет «Бостон» может успешно вести воздушные бои. В разведывательном полете на железнодорожную станцию «Луненец» преодолев заградительный огонь нескольких зенитных батарей врага летчик сфотографировал девять эшелонов фашистов под разгрузкой, склады с горючим и боеприпасами. Экипажу пришлось сделать пять заходов, чтобы сфотографировать цели, прикрытые сильным огнем зенитной артиллерии.

Только воля, мужество и героизм победили врага, станция снабжения была вскрыта. Фотоснимки №22-39.         

15 января 1944 года бомбардируя железнодорожную станцию Старушки, группа подверглась атакам десяти вражеских «Фокке-Вульф-190». Имея задачу бомбардировать и сфотографировать цель, проявил находчивость и мужество, невзирая на атаки цель сфотографировал, отбив при этом огнем пулеметов до семи атак истребителей противника.

30 января 1944 года в разведывательном полете на железнодорожную станцию Житковичи несмотря на сильное противодействие трех батарей зенитной артиллерии и атаки истребителей противника задание выполнил успешно, обнаружив склад с горючим, боеприпасами и скопление до семи эшелонов под погрузкой.

22 февраля 1944 года в составе группы уничтожил на железнодорожной станции Тощица до 15 вагонов с различными грузами, бомбардируя поджег эшелон противника.

Эффективность боевой работы с июня 1943 года по март месяц 1944 года подтверждена фотоснимками№№67,125,127,131,132,138,140,289,290,299,313,333,249, 351,26,4,31,38,50.

Эффективность 35 боевых вылетов подтверждается рапортами экипажей. 20 июля 1944 года выполняет задание командования по уничтожению переправ противника через реку Зап. Буг в районе д. Грабув в составе группы снайперским боевым ударом уничтожил 2 переправы.

Во втором вылете в составе группы 20 июля 1944 года уничтожена третья переправа противника через реку Зап. Буг в районе Словтыче. Этими действиями группы были уничтожены пути отхода крупной группировки войск противника на Запад.

22 июля 1944 года бомбардируя в составе группы скопление железнодорожного эшелона отходящего противника на железнодорожной станции Травники уничтожено свыше 25 железнодорожных вагонов. Эффективность бомбовых ударов с 20 июля1944 по 26 июля 1944 года подтверждается фотоснимками №Б-6,Б-9,Б-14,Б-24,Б-25,Б-27.

Боевая работа лейтенанта Архангельского изобилует героическими подвигами.

За отличное выполнение боевых заданий командования достоин высшей Правительственной награды-присвоение звания «Герой Советского Союза» с вручением «Ордена Ленина» и медали «Золотая Звезда».

14 января 1945 года при выполнении боевого задания самолет был поврежден. Экипажем было принято решение направить его в скопление вражеских войск. Весь экипаж погиб. Николай Архангельский с боевыми товарищами был похоронен в братской могиле №7 А (надгробная плита №38) по улице Козирынок в городе Радзынь Подляска, воеводства Бела Подляска в Польше.

Н.И. Арзамазова

главный специалист архивного отдела

администрации Октябрьского района

Список использованных источников:

1.      Архивный отдел администрации Октябрьского района Ф.65 историческая справка.

2.      Архивный отдел администрации Октябрьского района. Ф.65. Оп.1. Д.3. Л.1,2,3.

3.      Архивный отдел администрации Октябрьского района Фотофонд. Оп.1. Ед. хр.447, 901.

4.      http://gash.archives.kurganobl.ru/nikolaj_vasilevich_arxangelskij__geroj_sovetsko.html

 

Поделиться с друзьями

назад К списку новостей