Себя преодолеть…

11 апреля 2019

Есть люди, которым судьба с детства ставит даже не преграды, а настоящие горы возводит на их жизненном пути. А они все равно идут вперед – порой в отчаянии, но отчаянно. Наша сегодняшняя героиня – из таких, отчаянных. И имя у нее соответствующее – Зоя, что в переводе с греческого означает Жизнь.

Зоя Дмитриевна Косоулина родом из Горьковской области. Родилась 20 января 1932 года в деревне Вихорево Ковернинского района. В семье было двое детей, обе девчонки – она и старшая сестра Лида. Отец Дмитрий Васильевич, человек строгих правил, очень требовательный, воспитывал дочерей по-мужски. С детства знали девочки, что такое порядок, дисциплина, тяжелый труд. Мама, Аксинья Ивановна, не в пример отцу была очень мягким человеком, но не хватало на ласку для дочерей времени. Советский колхоз 30-х годов – это работа до седьмого пота. Поэтому самое светлое воспоминание детства для Зои Дмитриевны – ее бабушка Прасковья, духовный наставник, родная душа.                                          Когда началась война, Зое было всего девять. В день, когда отец уходил на фронт, сердце выскакивало из груди – от страха, неизвестности. И хоть отец не любил, когда дочери плакали, она, заливаясь горькими слезами, бежала за повозкой, на которой увозили мужиков из их маленькой, в 10 дворов, деревни. И все время думала о словах отца: «Вернусь, научу тебя косить». Значит, вернется. Обязательно должен вернуться, – молила Бога Зоя.

Ушли мужики, остались старики, женщины и дети. Основными работами военного времени для детей, в один миг ставших взрослыми, стали полевые. Колхоз выращивал лен – дорогой и очень нужный для фронта, для Победы. Зоя Дмитриевна до сих пор в деталях помнит весь процесс обработки поистине драгоценного растения:

– Сколько было с ним труда!.. Посеешь, вырастет, в нем столько травы, нас всех заставляли полоть. Выполем, зацветет он прекрасно синим таким, маленьким цветочком. Придешь в поле утром и кажется, что море колыхается ветерком. Как поспеет, на нем образуют шарики, в них – семя льняное. Его нужно было теребить руками, никаких перчаток не было, все руки нам этот лён исколючил, – рассказывает труженица тыла.

Потом семена надо было собрать из- под машины, просеять, засыпать в мешки, обколотить и вновь высыпать на землю, и вновь собирать. Словом, все, что в наше время делает одна технологическая машина, 80 лет назад делали совсем маленькие дети. И ведь справлялись, помогая Родине своим непосильным трудом в тылу бить врага.

Зимой основным занятием была школа. Зоя хорошо училась, школу любила, горбушкой хлеба и молоком, что давала на завтрак мама, делилась с учительницей и ее маленькой дочкой, зная, что они недоедают – в семье педагога не было коровы-кормилицы.

А по весне опять начиналась тяжелая работа, дети возили телегами навоз на поля. Лошадей разобрали мальчишке, Зое достался бык. Тупой, как она рассказывает. Девочка даже не трудодень получала за сутки, а полтора, именно потому, что трудно быка приучить к работе. Но смогла, нашла ключик, таскало животное телегу с навозом быстрее иных лошадей.

Отчетливо помнит Зоя День Победы. Помнит, как уселась на крылечко и стала напряженно всматриваться вдаль: не идет ли папа? Он ведь сказал – вернется. Ждала девчонка почти два года – такой длинной оказалась отцовская дорога домой. Но вернулся, как и обещал – и это было настоящее счастье! Отца назначили председателем колхоза. Понимая, что дочери надо учиться, не раз пытался ей это втолковать. Но нет, за годы войны привыкшая работать, не захотела она оставить колхоз. Взрослела, на нее засматривались парни, впереди была яркая светлая мирная юность. Но беда пришла внезапно.

Дмитрий Васильевич для дочерей, раз уж решили они работать в колхозе, поблажек не делал – на самые ответственные работы направлял. И вот однажды отправил на телеге в район за керосином. На обратном пути катились с крутой горы, и Зоя спрыгнула с телеги, чтоб полегче было лошади. Но телега перевернулась, тяже- ленной бочкой с топливом придавило ей ногу. Кровь, практически оторвавшийся палец – и, как ни странно, ни боли, ни страха. Все это пришло позже, когда деревенский фельдшер зачем-то пришил палец, что привело к гангрене… Ногу надо было отнимать.

– Говорю – я не дам резать, у нас с войны никто не пришел калекой, как это я в 15 лет останусь без ноги? Уговаривали долго, говорили, что умру. А мне было все равно – пусть умру, но с ногой. Потом, когда совсем было плохо, согласилась. Попросила только дать дозу наркоза побольше, хотелось уснуть и не пробудиться, – делится Зоя Дмитриевна.

После операции ее ждала еще одна потеря – увидев Зою без ноги, он нее отказался влюбленный парень. Но нужно было учиться смотреть на мир по-новому, и вот тогда-то ее жизнь только началась.

Она не ждала никаких поблажек, и даже когда однажды шла на экзамен по биологии в школу за семь километров и у нее сломался протез, не позволила, чтоб оценку ей поставили просто так. Пересдала все сама. На пятерку. Она мечтала быть учителем литературы и русского языка, однако не хватило баллов при поступлении. Когда в институте узнали, что Зоя – инвалид, предложили побыть вольным слушателем и перевести на очное при первой возможности. Но не по ней было такое снисхождение. Не по ней была такая жалость.

Поэтому отучилась на курсах бухгалтеров, несколько лет отработала в Иркутске, потом решила вернуться домой, где нашла свою любовь. Семья мужа, Ивана Косоулина, приняла ее как родную. Всю жизнь она с теплотой вспоминает свекровь, сестру и брата мужа. Родились сын, потом дочка. Семья успела пожить в Казахстане, где не подошел Зое климат, потом на Урале. А в конце шестидесятых вслед за друзьями Зоя и Иван переехали в Нях, будущую Нягань. Вскоре Зое Дмитриевне предложили место экономиста в Унъюгане, где и живет она уже полвека. Долгое время работала в ОРСе, затем вышла на пенсию и еще семь лет трудилась бухгалтером в детском саду.

– Сейчас, в свои 87 лет, она не просит помощи, все старается делать сама, хоть мы с братом и живем рядом, занимается огородом, каждое воскресенье ходит в церковь на службу. Наверное, вера в Бога и помогла ей выстоять, – говорит дочь Зои Дмитриевны Светлана Ивановна.

Работу завершила только с появлением внуков, которые ну никак не хотели ходить в садик. Вот и для них Зоя Дмитриевна стала тем, кем была для нее ее любимая бабушка Прасковья. Круг добра и любви не прервался. И только благодаря ей – сильной, стойкой, счастливой женщине, само имя которой не позволяет опускать голову.

Виктория Шкляр "Новости Югры", приложение "Вести Октябрьского района" (выпуск №8 от 11.04.2019)   https://ugra-news.ru/article/sebya_preodole/

#КодаОнлайн #ОктябрьскийрайончастичкаЮгры #Кодавлицах #ЛицаПобеды

Поделиться с друзьями

назад К списку новостей